Как измерить шум, исходящий от транспортных средств

Ни для кого не является секретом, что количество людей на планете увеличивается огромными темпами. Нас уже 7 миллиардов! Можете ли Вы представить себе такую цифру? А ведь всем требуется жилье, мечта, где можно добыть денег, еды, получить образование, медицинскую помощь или просто культурно провести время. Вот и появляются, словно из-под земли, гигантские мегаполисы, прокладываются широкие трассы и железные дороги, воздушные маршруты, соединяющие воедино разрозненные поселения людей, служащие своеобразными артериями, по которым непрерывно текут потоки… нет, не крови, а транспортных средств на любой лад. Действительно, по дорогам мчатся самые разные машины: автобусы, набитые пассажирами доверху, верткие спорткары, неповоротливые грузовики, старенькие разваливающиеся жестянки, которые оставляют за собой длинный шлейф из едкого дыма, издающие непередаваемый грохот… Кстати, о грохоте. Скорее всего, Вы обращали внимание на то, как шумно на дорогах. А вот задумывались ли Вы, что такое шум и как он влияет на организм человека? Хочется слово в слово повторить слова Винни-Пуха из советского мультика, произнёсшего фразу : «Это ж-ж-ж – неспроста.» Действительно, нужно обратить на шум гораздо больше внимания, чем мы привыкли.

Что такое шум? Это – нежелательные для человека звуки, не несущие никакой полезной для него информации, а вот различные неудобства и вред вполне способные причинить. Шум является одной из причин потери слуха, расстройств нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем. http://www.shumanet.com.ua/stati/14-vliyanie-shumovyh-effektov-na-cheloveka.html В общем, действует на организм человека очень угнетающе. Развитые страны разворачивают широкие кампании по борьбе с нежелательным звуковым давлением на своих граждан, к примеру, Польша в преддверии чемпионата по футболу Евро 2012 выделила сотни миллионов евро на реконструкцию автомагистралей, а также установку шумозащитных конструкций для того, чтобы по возможности защитить людей от шума согласно европейским стандартам.

Согласитесь, находиться длительное время вблизи от дороги, по которой непрерывным потоком движется транспорт, – не самое приятно времяпрепровождение. Назойливый гул негативно действует на настроение, возникает желание скрыться поскорее в более укромное и тихое место. Вы когда-либо испытывали подобные ощущения? Остаётся только пожалеть людей, жилища которых расположены неподалёку от трасс. Трудно даже представить, каково им, вынужденным быть подверженными кошмарным звукам, издаваемыми непрекращающимся движением машин, круглые сутки.

Само собой, раз проблема существует, нужно найти способ с нею бороться. Случай с шумом, который создаётся автомобилями, – не исключение, и методы понижения уровня звукового давления давно существуют. Почему понижения, а не тотального устранения? К сожалению, полностью убрать звук нереально. С другой стороны, звук, уровень которого ниже 30-35 дБА, является практически не воспринимаемым человеческим слухом, так что, по большому счёту, полностью отгораживаться от малейшего шелеста и ни к чему. Тишина тоже имеет свойство пугать людей, как это ни странно. Как Вы сами можете припомнить из своего опыта или из рассказов друзей и знакомых, некоторые любят оставлять включенным телевизор либо засыпать, включая плеер – им хочется, чтобы существовал некий звуковой фон, устраняющий ощущение дискомфорта от нахождения в тишине.

Не смотря на это, перебор с шумом чреват проблемами со здоровьем и настроением. Вам бы понравилось постоянное гудение транспорта, доносящееся до Ваших ушей, по громкости сравнимое с включенным на среднюю мощность телевизором или радиоприёмником? А ведь шум от автомобилей в большинстве случаев по уровню звукового давления их даже превышает! Судите сами: уровень звука от включенного телевизора составляет 70 дБА, а шум транспортного потока на скоростной дороге в шесть полос проезжей части равен 86 дбА или выше.

Людям, путешествующим по трассам, тоже приходится несладко, ведь они находятся в самом центре возникновения шума и окружены им со всех сторон. Фактически, всё звуковое давление, генерируемое автотранспортом, приходится на них. Прохожие, идущие по тротуару либо обочине, также подвержены негативному влиянию акустической энергии. Широкие трассы – это бич для здоровья и спокойствия людей, живущих поблизости или вынужденных ими пользоваться регулярно. Именно поэтому следует принимать комплекс мер по защите людей от шума.

Прежде чем, сломя голову, ринуться в борьбу с шумом, нужно разобраться, с чем приходится иметь дело. Есть дорога, по которой движется некое количество машин, с определённой плотностью транспортного потока в различное время суток, который и производит высокий уровень звукового давления, измеряющийся в дБА. Следует измерить этот уровень и рассчитать, какое снижение уровня звука должно получиться в итоге. Только затем спроектировать конструкции, поглощающие или отражающие звук, установить их и произвести окончательную оценку звукоизоляции эмпирическим путём, дабы убедиться в эффективности сооруженных экранов.

Измерения шума производятся для оценки фактического звукового режима и составления карты шума улично-дорожной сети мегаполиса, городка, села. Как же правильно это сделать?

Для начала, необходимо дождаться подходящей погоды. Условия окружающей среды могут очень сильно исказить результаты измерения, из-за чего нужно подождать с проведением таких мер до тех пор, пока не установится ясная погода (чтобы не было осадков), утихнет ветер (если скорость ветра выше 5 м/с, измерения не проводятся; при скорости ветра от 1 до 5 м/с же используют специальные экраны для защиты микрофона). Ещё стоит исключить влияние электромагнитных полей, вибраций различного происхождения или радиационного излучения на измерительные устройства, чтобы получить правильную, соответствующую реальности оценку уровня шума.

Как правило, оценка постоянного шума проводится днём в течении 8 часов (непрерывно), а ночью выбирают полчаса, в которые обычно движение транспорта производит больше всего шума, – во всяком случае, минимальная продолжительность записи шума для его дальнейшей оценки составляет 3 минуты. Место для проведения таких мер выбирают, руководствуясь следующим: участки улиц и дорог, на которых будут производиться измерения уровня звукового давления, должны быть с установившейся скоростью движения автомобилей, и располагать оборудование нужно не меньше чем в 50 м от перекрёстков, транспортных площадей либо остановок автобусов, маршруток, трамваев или троллейбусов. Идеально, если в радиусе до 50 м от места испытаний нет больших звукоотражающих объектов, таких как ограждения либо здания. На поверхности трассы не должно быть никаких материалов, способных поглощать шум, причём таковыми могут быть и не пористый бетон либо минеральная вата, а простейшие рыхлый снег или зола.Поверхность проезжей части должна быть чистой и сухой, а балластный слой трамвайных путей – не мокрым и не промёрзшим. Также измерения шума следует проводить на площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, площадках детских садов или участках школ, территории больниц и санаториев. По возможности, постарайтесь сделать так, чтобы между микрофоном и источником шума не проходили люди, потому что это скажется на чистоте эксперимента не в лучшую сторону. К тому же, примите меры, чтобы и Вы сами (или человек, производящий измерения) находился в таком месте, из которого было бы невозможно повлиять на показания шумомера (не меньше, чем в половине метра от микрофона).

Измерение эквивалентного уровня звука проводится интегрирующими шумомерами или иными устройствами, которые соответствуют ГОСТ 17187-81. Аппаратура должна иметь действующее свидетельство о государственной или ведомственной проверке.

Итак, у Вас уже есть подходящая аппаратура? Вы должны разместить измерительный микрофон на тротуаре или обочине на расстоянии 7,5 ±0,2 м от оси ближней к точке измерения полосы на высоте 1, 5± 0,1 м от уровня покрытия проезжей части. Если же у Вас ввиду плотной застройки территории не получится разместить так далеко от оси указанной полосы, то допускается сделать это ближе, но так, чтобы здания, заборы и всё прочее, что может отражать звук, находилось не ближе метра. Измерительный микрофон направьте в сторону проезжающих автомобилей. Как уже было сказано, отойдите от микрофона (либо попросите сделать это оператора, производящего измерение) на расстояние не менее чем 0,5 м. Воспользуйтесь инструкцией, которая прилагается к прибору, чтобы правильно выставить переключатели частотной и временной характеристик. Вам нужно проводить измерения так, чтобы мимо Вас успели проехать как минимум 200 автомобилей, мотоциклов, троллейбусов или трамваев в общей сложности.

Значения уровней звука следует считывать со шкалы шумомера с точностью 1 дБА.

Подобным образом Вы сможете правильно измерить уровень звукового давления, который создаётся движением по трассе разномастных транспортных средств. Помните, что Вы всегда можете обратиться к специалистам и получить высокопрофессиональную поддержку и помощь, уверенность в том, что всё сделано правильно. Они смогут произвести измерения на высоком уровне и правильно их интерпретировать. Конечно же, никто не настаивает именно на таком решении, но факт очевиден: работа, проделанная людьми, знающими своё дело, будет высокого качества. Затем они же смогут помочь Вам с решением проблемы шумового загрязнения на дороге и прилегающей к ней местности, подскажут, как лучше всего понизить уровень звукового давления и каким самым выгодным, экономящим Ваши деньги, время и силы, путём можно преодолеть все трудности на пути к желанной тишине.